«Каждому духу – по отдельной благоустроенной квартире» — такой жилищной политикой в отношении дружественных представителей потусторонних сил в Таиланде руководствуются вот уже многие столетия. Это тот случай, когда доставшиеся от предков традиционные верования пустили настолько глубокие корни в обществе, что даже в наш век технократии и прагматизма занимают обширную нишу в душах людей.

До сих пор по всей стране – и в сельской местности, и в городах, возле каждого строения, будь то крестьянская лачуга или многоэтажное офисное здание, обязательно сооружают специальный домик для духа – хранителя жилища, по-русски говоря, домового.

Каждый день этому фольклорному персонажу, в реальном существовании которого, кстати, до сих пор уверено абсолютное большинство тайцев, приносят подношения в виде фруктов, сладостей и прохладительных напитков, кладут живые цветы и зажигают благовонные палочки. Забавно наблюдать у такого кукольного по виду домика скажем бутылку с «Кока-колой» — вот уж действительно наглядная демонстрация живой связи между древним культом и современными реалиями. Зажиточные домовладельцы бывает расщедриваются настолько, что даже выставляют своему спиритическому покровителю бутылку дорогого виски. Логика здесь проста: будет дух сыт и доволен, тронут людской заботой и вниманием –привлечет в дом счастье, удачу, да и «соплеменников» своих злокозненных на порог не пустит.

Для многих тайцев в роли домового выступают духи умерших предков, которые вместо того, чтобы согласно буддийским верованиям обрести после смерти новую жизнь в новом теле, временно прерывают цепь перерождений и продолжают оставаться в бестелесной оболочке, заботясь о покинутых ими родичах.

Не все представители сверхъестественных сил обитают по соседству с человеческим жилищем. Как до сих пор свято верят тайцы, у каждого куска земли, будь то лесная чащоба, рисовое поле, речная заводь или горное ущелье имеется настоящий, древний как сама природа хозяин из числа «маленького народца». Чтобы комфортно чувствовать себя на «подконтрольной» территории такого духа-охранителя, избежать всевозможных неприятностей, надо регулярно задабривать подношениями и вообще демонстрировать всяческий пиетет. Иными словами, суровые реалии человеческой жизни проецируются на мир потусторонний…. Принято считать, что эта категория духов в отличие от «домовых» не стремится обзавестись «элитным жильем» в человеческом стиле, а предпочитает селиться в камнях и старых деревьях.

Существуют во множестве, согласно тайским верованиям, и такие «фольклорные элементы», которые дружить с людьми не настроены. К проявлениям вселенского зла тайцы их не относят, однако весьма опасаются этих духов из-за крайне пакостного и склочного характера. Запросто могут наслать порчу и болезни, причем исключительно в силу «вредности нутра». Чтобы спастись от такой напасти надо иметь надежную «крышу» в виде домашнего духа или на крайний случай можно попробовать откупиться подношениями.

Нарваться на такого духа-мизантропа легче всего около…. буддийского храма.Правда там они тихие и смирные, к людям не пристают. Монахи специально оказывают этим «вредителям» небольшие знаки внимания, чтобы побудить их держаться поближе к храму и тем самым удержать эту нечисть от расползания по округе и измывательств над обывателями.

Невольно возникает вопрос: как же все эти анимистические представления, спиритические культы могут гармонично сочетаются с буддистской верой, являющейся в Таиланде основной религией. Все дело в том, что когда в незапамятные времена буддизм проник на территорию Индокитая из Индии и Цейлона, он, в отличие от многих других религий, не только не вступил в конфликт с существовавшими до него верованиями в тех же духов-покровителей, водяных драконов, великанов-людоедов и прочих сказочных персонажей, а абсорбировал в себя традиционную мифологию, в результате чего получился абсолютно гармоничный симбиоз, успешно существующий и поныне.

Именно благодаря такому уникальному мирному (вспомнить хотя бы насильное крещение Руси) слиянию новой и старой веры образовалась четкая и стройная религиозная платформа, доступная для понимания простых людей. В сознании среднестатистического тайца картина мира предельно ясна и понятна. Она напоминает существующую в современных государственных или коммерческих структурах иерархическую пирамиду. На нижних ее эшелонах – так сказать в роли мелких непосредственных начальников, с которыми сталкиваешься каждый день, находятся духи и прочие фольклорные элементы из богатого анимистического наследия. А будда и его святые-бодхисатвы – это уже самое, что ни на есть высшее звено «управленческого аппарата» вселенского масштаба…

При этом незыблемой остается самая важная мировоззренческая установка любого буддиста – о возможности обеспечения себе лучшей доли, более достойного статуса в будущей – после очередного перерождения, жизни посредством накопления заслуг и благочестивых поступков. Одним словом, соблюдай все заповеди (по сути своей не отличающиеся от классических христианских) и все будет как в песне Высоцкого: «…родишься вновь прорабом, а там глядишь и до министра дорастешь…»

Вот с такими представлениями о мироустройстве люди в Таиланде и существуют уже не одну уже добрую сотню лет, причем живут вполне комфортно,благополучно, и главное – без религиозных и идейных потрясений, в мире с самими собой, что, и помогает им сохранять свою самобытную культуру и одновременно идти в ногу с прогрессом.

Добавить комментарий

Войти с помощью: